Вторник, 12.12.2017, 15:21 Приветствую Вас Гость

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Главная | Регистрация | Вход | RSS

Методические материалы

Главная » Статьи » Мои статьи

Материалы МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА В РАМКАХ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ "УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2010"
     Детей, с которыми мне посчастливилось работать, я называю «учащимися повышенного педагогического внимания». Такие дети есть в каждой школе, на любой параллели, в каждом классе. Их главной отличительной особенностью является отсутствие интереса к учебному процессу вообще, и в частности, к урокам математики. Причины такого отношения могут быть самыми разными: начиная с отсутствия общих или специальных способностей, слабого здоровья, неблагополучной атмосферы в семье, и, заканчивая, абсолютно искренним недоумением: «А зачем мы это учим?» И ведь нельзя сказать, что среди этих детей все «неспособные», есть среди них и светлые головы, просто они, действительно, не всегда понимают «зачем они это учат»… И если вовремя не помочь им найти ответ на вопрос «Зачем?», если вовремя не заметить отсутствия искорки в их глазах, то в результате мы получаем выпускника с характерным неумением концентрировать внимание на поставленной задаче, неумением организовать свою умственную деятельность, отсутствием навыков самоконтроля.
     Понимая, что современной России нужны люди, умеющие мыслить, уверенно ориентироваться в жизни, принимать взвешенные решения, в своей педагогической деятельности я большое внимание уделяю повышению мотивации учащихся, используя с этой целью собственный опыт и опыт своих коллег.
     «Разных детей нужно учить по – разному». Я считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования положительной мотивации каждого ученика индивидуально. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, в результате которой у каждого учащегося формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. В связи с этим, прежде всего, как средство изучения уровня мотивации ученика я применяю методику наблюдения и экспресс-диагностику. В этом большую помощь мне оказывает заместитель директора по воспитательной работе, с которой я работаю тесном взаимодействии.
     Динамику развития учебной мотивации учащихся я веду на всем протяжении обучения по следующим этапам:
1. Предварительный этап (при переходе ребёнка из начальной школы в основную), на котором на основе диагностики учителя начальных классов выявляются стартовые возможности и индивидуальные особенности пятиклассников.
2. Промежуточный этап (7 класс). Здесь я отслеживаю динамику развития мотивации каждого ребёнка с целью коррекции.
3. Итоговый этап (9 - 11 классы), который обеспечивает оценку моей деятельности по развитию положительной мотивации учащихся и дает возможность внести коррективы.
     Результаты диагностических работ позволяют учесть специфические особенности ученика, подобрать ему индивидуальный маршрут с учетом его способностей и интересов. В этом и заключается личностно – ориентированный подход к обучению.
     Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно – познавательной деятельности могут быть как внутрипредметными, основанными на специфике предмета, так и общедидиктическими, которые может применить в своей практике любой учитель - предметник. Я остановлюсь на последних.
     В ходе своей деятельности, я пришла к выводу – самый действенный способ развить интерес к предмету и, тем самым, повысить мотив обучения – это новые знания о мире. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики 6 класса испытывают удивление, когда, решая задачу, они узнают, что арктическая крачка является самым великим путешественником в мире, и каждый год она летает из Арктики в Антарктиду и обратно, преодолевая путь в 40 000 км. Ученики старших классов не менее удивлены тем, что в основе многих жизненных процессов лежат математические закономерности. Например, большим успехом пользуется мероприятие, посвященное природе фракталов. Кто бы мог подумать, что такая красота – не что иное, как зашифрованные формулы? На этом же мероприятии удается показать связь математики с физикой, информатикой, медициной…
      Кстати, установление межпредметных связей также является мощным стимулом познавательного интереса. Я работаю в сотрудничестве с учителями различных предметов: географии, биологии, истории, физики, информатики. Мною разработаны интегрированные уроки в разных классах по разным разделам математики.
     Понятно, что далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И проведение интегрированных уроков возможно при изучении далеко не всех тем. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы разбудить желание учиться, нужно чтобы в самом процессе учения школьник находил привлекательные стороны. И здесь на помощь приходят игровые моменты, которые не только вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке, но и ставят ученика в условия поиска, формируя, тем самым, стремление быть собранным, находчивым, умение четко выполнять задания, соблюдать правила.
     В старших классах неоценимую помощь в повышении мотивации учащихся играет опора на практическую значимость предмета. Для того, чтобы убедить выпускников в необходимости изучения математики, я ежегодно планирую уроки закрепления материала, которые проводят родители учащихся. При подготовке к уроку я оказываю методическую помощь родителям, помогаю подобрать (или составить) задачи, отражающие роль математики в их профессиональной деятельности. Практика проведения подобных уроков показывает, что они способствуют не только повышению положительной мотивации к изучению математики у учащихся, но и являются прочным звеном между Учеником, Школой и Родителями.
     Вообще, должна отметить, что вовлечение учащихся в совместную работу с незнакомыми или малознакомыми людьми заставляет их мобилизоваться, сконцентрироваться. Зачастую подобная работа приносит куда больший результат, чем работа в классе с учителем. Поэтому большой воспитательный эффект в развитии положительной мотивации имеют массовые формы внеурочной деятельности. Одной из них является декада математики с охватом всех учащихся 5-11 классов, в которой я лично предпочитаю активно участвовать. В рамках декад мною проводятся различные мероприятия, в том числе мероприятия, на которых старшеклассники играют роль ведущих. Это способствует развитию коммуникативных компетенций, развитию творческих способностей, укреплению связи между учащимися среднего и старшего звена. С каждым годом все большее количество учителей, учащихся и родителей активно принимают участие в различного рода мероприятиях, предлагаемых мной, что, безусловно, является явным признаком того, что моя работа по повышению уровня мотивации учащихся не проходит бесследно.
     Естественно, работа над методической темой, предполагает поиск новых форм и методов работы. Думаю, что за время , которое мне предстоит посвятить своей профессии мне не раз предстоит «учиться» учить детей. Но я твердо уверена в том, что одно в моем сердце останется неизменным. Я убеждена, что любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии – любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они дети. Жизнь – это любовь. Это великое вселенское чувство, на котором держится мир. Рядом со мной дети, дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, с собственным жизненным опытом. Кем стану я для них? Что могу им дать? Прежде всего – любовь! И я каждый день прихожу к своим детям с любовью.
 
Вот он сидит перед нами, взгляните!
Сжался пружиной, отчаялся он…
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти –
Поздно заметили, поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети
Просто им вовремя не помогли!
 
Моим ученикам предстоит жить. Как сложится их судьба? Ответит Жизнь. Я надеюсь, что все так же, как и я услышат их слова: «Мы хорошие! Мы просто немножко другие!»
Категория: Мои статьи | Добавил: brea (18.12.2011) | Автор: Бруханская Елена Александровна
Просмотров: 309
Категории раздела
Проба [0]
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz