Суббота, 27.04.2024, 19:07 Приветствую Вас Гость

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Главная | Регистрация | Вход | RSS

Методические материалы

Главная » Статьи » Мои статьи

Система работы с одаренными детьми

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

В «СИВЕРСКОЙ ГИМНАЗИИ»

 

Учитель математики Бруханская Елена Александровна

 

 

 

     Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. В условиях смещения общеобразовательных аспектов на личностную сферу учащегося, объективно возникает вопрос о совершенствовании технологии обучения, в частности, использовании форм и методов обучения, наиболее адекватных данному направлению. Таким образом, существующие реалии инициируют создание моделей образования, направленных на полноценное развитие каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных психологических ресурсов и предоставление возможностей для последующей самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Эти задачи являются общими для всех групп обучаемых, но особую актуальность они приобретают по отношению к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых всё больше рассматривается в качестве основного капитала государства.

 

     Работа с одаренными детьми – дело сложное. Поэтому для успешного выполнения задач, поставленных перед педагогическим коллективом в этом направлении, необходимо создать команду единомышленников, в состав которой должны войти не только учителя – предметники, но и представители администрации школы, психолог, руководители школьных методических кафедр, МО, классные руководители; руководители кружков и секций, медицинские работники; библиотекарь, родители или законные представители обучающихся.

 

     В «Концепции развития образования РФ до 2020 г.» четко прописаны такие задачи, как развитие вариативности образовательных программ и создание системы выявления и поддержки одаренных детей.

 

     Ориентируясь на эти приоритетные задачи, администрация и учителя МБОУ «Сиверская гимназия» продолжают развивать и совершенствовать систему работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися, которая была выстроена достаточно давно и которая остается жизнеспособной, высокоэффективной и отвечающей требованиям к обучению математике в современной школе. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

 

Что касается системы этой работы в части вариативности образовательной программы, то в нашей школе, начиная с 5-го класса, введены дополнительные предметы: пропедевтический курс «Наглядная геометрия» и логика.

 

     Выбор предметов не случаен. Из всех предметов математического цикла (и не только математического) именно геометрия обладает самым большим развивающим потенциалом. Именно геометрия является тем мостиком, который обеспечивает и развивает связи между мыслительными процессами, происходящими по совершенно различным законам в правом и левом полушариях головного мозга. Пропедевтический курс геометрии  - это геометрия без доказательств, знакомство с геометрическими объектами и их свойствами. Преобладающие методы изучения данного курса: наблюдение, разрезание, конструирование, наложение, сравнение, экспериментирование.

 

      Игорь Федорович Шарыгин  — математик, педагог и ученый, популяризатор науки, автор школьных учебников геометрии утверждает, что геометрическое мышление имеет две составляющие – наглядно-образную и логическую, и что геометрия согласует обе эти составляющие. Причем, на начальном этапе изучения геометрии акцент нужно делать на наглядно-образной составляющей, и только по мере развития геометрического мышления повышать значение его логической составляющей.

 

     Противоречие между «су­хой логикой» и «живым воображением» являет­ся, едва ли, не главной причиной всех методи­ческих трудностей во всех вопросах геометрического образования начиная с составления школьных программ, написания учебных посо­бий и кончая оцениванием знаний учащихся.

 

     Овладение логической культурой предполагает ознакомление учащихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приёмы рационального рассуждения. Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию научного мировоззрения.

 

     На уроках логики учащиеся получают представление об основных формально-логических операциях, учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства.

 

     А, самое главное, именно Логическое знание является необходимым в каждом школьном курсе. Потому что логика, как ни одна другая школьная дисциплина, опирается на межпредметные связи через использование разнообразных понятий широкого круга учебных предметов, суждений, умозаключений, доказательств и опровержений, а также на особенности развития логического мышления учащихся в процессе обучения разным дисциплинам.

 

     Естественно, также происходит и корректировка программы и тематических планов предмета Математика.

 

В    целом, мы реализуем следующие принципы в работе с одаренными детьми:

 

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

     Какова же моя роль, как учителя-предметника, во всей этой работе? В чем заключаются мои функции? Безусловно, это не просто поддержка того ученического потенциала, который попал в мои руки из нежных рук учителей начальной школы, но и его развитие. Делать это можно и нужно, как на уроках, так и в рамках внеклассной работы, применяя при этом максимально эффективные современные образовательные технологии.

 

     В арсенале педагогики сегодня насчитывается более ста технологий. Во всём их многообразии каждый учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей.

 

     Так, можно выбрать одну из трех моделей обучения:

 

     1) пассивная - учащийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

 

     2) активная - учащийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

 

     3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). В рамках этой модели обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

 

     К последней модели обучения непосредственное отношение имеет технология модерации. Moderare (латин.) переводится как управлять, регулировать, приводить в равновесие. На сегодняшний день модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

 

Это достигается за счет того, что ключевыми процессами технологии модерации являются такие, всем известные понятия, как интерАкция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг образовательного процесса и рефлексия.

 

     Интеракция – эффективное взаимодействие участников группового процесса;    

 

     Коммуникация – упорядоченный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса;

 

     Мотивация всех участников образовательного процесса;

 

     Рефлексия педагога и обучающихся;

 

     Анализ деятельности участников и оценка результатов.

 

     Как видим, все понятия предполагают непосредственное включение всех участников в образовательный процесс.

 

     Естественно, при активной роли обучающихся кардинально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

 

     Растет доверие к учителю, повышается мотивация к обучению. Часто отмечается, что это требует психологической перестройки учителя. Я же хочу сказать, что это требует разрушения стереотипов и другой стороны – самих учеников и их родителей.

 

     Дело в том, что цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Только таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока или внеклассного мероприятия, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса.

 

     Так вот, технология модерации направлена на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентации результатов самостоятельной работы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Возможно ли это без обратной связи со стороны обучающихся? Конечно, нет.

 

 

 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

     Эффективность работы, конечно, обеспечивается использованием специальных методов и приемов, и более всего, для модерации подходят активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

 

     Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учеников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и сами ученики. Преподаватель в этом случае не направлен на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведение. Он создает условия для самостоятельного овладения обучающимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

 

     Активные методы обучения опираются на принципы, способствующие развитию креативности. Это такие, как принцип беглости, показывающий, что первые мысли и идеи, приходящие в голову при решении какой-либо проблемы, редко бывают оригинальными. Беглость мышления, понимаемая, как способность придумывать множество возможных решений проблемной ситуации, является важным условием для создания творческой продукции. Для развития беглости мышления необходимо найти проблему, имеющую множество правильных решений, поощрять учащихся за любые ответы, ценить качество ответов, воздерживаться от критики и оценки.

 

     Принцип мягкого соревнования основан на игровых методах, включающих элемент соревнования. Жесткое соревнование имеет много отрицательных сторон: возрастающая враждебность и агрессия к ленам конкурирующей группы. Мягкое соревнование используется с целью активизации вовлеченности в учебный процесс.

 

     Принцип сотрудничества и кооперации предполагает свободу действий учащегося. Преимущество коллективной деятельности заключается в предоставлении благоприятных возможностей для сотрудничества и понимания того, что «Один ум хорошо, а два – лучше», в развитии лидерских способностей; в возможности пережить успех вместе с творческими учениками тем, кто оказался менее творческим.

 

     Принцип неоцениваемой деятельности означает, что суждение, оценка откладывается до того момента, пока учащийся сам не увидит другие возможные способы или идеи решения той проблемы, которую он пытался решить.

 

     В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и учениками, так и между самими учениками, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

 

      Не менее значимы и такие моменты, как:

 

- практическая направленность, игровое действо и творческий характер обучения;     

 

- интерактивность, разнообразные коммуникациии;

 

- использование знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации работы.

 

      Методы  активного обучения могут  использоваться на различных этапах учебного процесса.

 

     1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т. д.

 

     2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д. 3 этап – формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

 

     Существует условная классификация активных методов обучения: неимитационные и имитационные.

 

Неимитационные методы. Лекции  и  доклады, семинары и  дискуссии,  групповая  консультация, упражнения и презентации, проекты, исследовательские работы.

 

Имитационные неигровые методы. Активные методы обучения: имитационные упражнения, групповой тренинг, анализ конкретных ситуаций, кейс-технологии.

 

Имитационные игровые методы. Активные методы обучения: деловая игра, организационно-деятельностная игра, инновационная игра, поисково-апробационная игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование.

 

     На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов активных методов обучения. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом. В любом случае, это должны быть методы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи с учетом специфических целей конкретного этапа или всего урока, а также с учетом метапредметных целей и с применением разноуровневого подхода.

 

     В целом можно отметить, что применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют:

 

- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;

 

- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;

 

- обеспечивать приобретение обучающимися не только предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;

 

- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

 

    В заключение хочу отметить, что учебный процесс, бесспорно, должен быть увлекательным и результативным, т. е. направленным на максимальное достижение поставленных целей. Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет не только повысить уровень учебной подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Категория: Мои статьи | Добавил: brea (22.12.2019)
Просмотров: 256
Категории раздела
Проба [0]
Мои статьи [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz